Дисциплина относится к вариативной части блока 1 Учебного плана

Целью преподавания дисциплины является изучение основ теории вероятностей и математической статистики

  • получение  представления о целях и задачах теории вероятностей и математической статистике их роли и месте в социально-экономических исследованиях и инженерных приложениях, о современных направлениях в теории вероятностей и математической статистике, о методологических проблемах теории вероятностей и математической статистики;
  • знание  основных понятий комбинаторики, теории вероятностей, основ теории случайных процессов, основных понятий и задач математической статистики;
    знакомство с основными понятиями теории вероятностей и математической статистики  (событие, вероятность, случайная величина, выборка, гипотеза  и т.д.);
  • освоение основных приемов решения практических задач по темам дисциплины;
  • развитие навыков использования компьютера в научном исследовании
  • освоение методик обработки реальных данных
  • возможность применения освоенных методов в решении конкретных инженерных задач
Общая трудоемкость 144 часа

Язык курса - русский

Теоретической основой рассматриваемой дисциплины являются фундаментальные естественнонаучные и социально-экономические знания по проблемам взаимодействия окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и его жизнедеятельностью.

Изучение курса базируется на предварительном освоении фундаментальных естественнонаучных (биология, география, общая экология, ландшафтоведение, геохимия, экология человека), информационных, социально-экономических (основы природопользования, кадастры и оценка земель) дисциплин и правовых основ природопользования.

Цель курса:

  • Сформировать основы знаний по оценке воздействий хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством и использовать принципы и методы проведения оценки воздействия на все компоненты окружающей среды 


Раздел 1.

Основные  понятия управления химико-технологическими процессами

Раздел 2.

Системы автоматического управления (САУ)

Раздел 3.

Измерение технологических параметров

Раздел 4.

Основы проектирования химико-технологических систем управления химико-технологическими процессами

Раздел 5.

Основные сведения об АСУ ТП в химической промышленности


Цели и задачи дисциплины: Получение теоретических знаний и практических навыков экспертной работы и выполнения заданий по проведению различных этапов ОВОС, связанных с вопросами природопользования в разных сферах; формирование навыков правильного оформления документации, инвентаризационных и картографических материалов, овладение методикой проведения оценки воздействия объектов на окружающую среду.

Экологическая экспертиза: Экологическая экспертиза (ЭЭ) и её виды. Цели и задачи ЭЭ. Принципы ЭЭ. Основания и условия проведения ГЭЭ. Этапы проведения ГЭЭ.  Заключение ГЭЭ: структура и краткое содержание основных разделов, порядок утверждения. Особенности ГЭЭ различных объектов. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). Нормативно правовое обеспечение проведения ОЭЭ. Порядок проведения.

Процедура ОВОС: ОВОС: цели и задачи, область применения. Нормативно-правовая база ОВОС.  Состав материалов ОВОС: описание основных объектов ОВОС, анализ альтернатив, характеристика источников воздействия, оценка значимости воздействия, меры по смягчению воздействий, программы исследований, программы экологического мониторинга, программы послепроектного экологического менеджмента

Место: компонент базовой части профессионального цикла  учебного плана подготовки бакалавров.

Цель: формирование  знаний об инженерных подходах в области охраны ОПС и рационального природопользования

Задачи:

  • ознакомление  c функционированием современных технологических циклов и их воздействием на окружающую среду;  с природоохранной деятельностью на промышленном предприятии;
  • ознакомление с направлениями экологизации производства, методами и средствами  минимизации антропогенного воздействия на ОПС;
  • формирование понятия о концепции малоотходной технологии и инновационных путях развития технологий, дружественных ОПС
Знать инженерные методы исследования в области охраны ОПС

Уметь  участвовать в совершенствовании технологических процессов с позиций энерго- и ресурсосбережения, минимизации воздействия на окружающую среду

Владеть методами анализа влияния отраслей промышленности на элементы биосферы, критериями проектирования с учетом требований охраны ОПС

Общая трудоемкость 108 ак.ч.

Курс читается на русском языке.


    Курс бакалавриата "Ресурсоведение и основы природопользования"

    Цели освоения дисциплины

    Целями освоения дисциплины Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды являются

    – формирование у студентов системных представлений о теоретических и методических основах экологического нормирования;

    – формирование представлений о роли экологического нормирования как основного инструмента охраны окружающей среды;

    – информирование студентов о современных тенденциях развития экологической нормативной базы и ее реализации, о роли экологического нормирования как базы для эффективного управления природопользованием и формирования устойчивой экономики;

    – развитие  навыков разработки экологических нормативов и оценок устойчивости природных комплексов.

    Задачи курса:

    ·         формирование представлений об устойчивости природных систем;

    ·         создание системных представлений о структуре экологического нормирования в РФ;

    ·         информирование о зарубежном опыте экологического нормирования;

    ·         анализ действующей системы экологического нормирования для различных направлений природопользования;

    ·         формирование представлений об экологическом нормировании как базе для экономического регулирования природопользования.


    Цель курса: формирование представлений об основных современных эколого-экономических проблемах в России и за рубежом и путях их решения; развитие навыков работы с эколого-экономической информацией с целью принятия решений; обеспечение устойчивости эколого-экономических систем.

    Краткое содержание курса

    Предмет, задачи, методы исследований в экономике природопользования. Экологическая политика. Устойчивое развитие и его эколого-экономические аспекты.

    Роль природных условий и природных ресурсов в развитии общества.

    Экологические издержки производств. Экстернальные эффекты. Оптимум загрязнения и экологические ущербы Механизмы регулирования природопользования.

    Платность природопользования. Стоимостная оценка природных ресурсов. Концепции и практические методы оценки ресурсов.

    Платежи за загрязнение. Экологическое налогообложение.

    Источники финансирования и эффективность природоохранных мероприятий. Отбор природоохранных мероприятий для финансирования. Эколого-экономические модели.

    Экологический менеджмент. Экологический учет и отчетность. Эколого-экономический анализ



    Целями освоения дисциплины «Введение в специальность» являются: ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми работодателями к инженерам-экологам, изучение основных законов и терминов, необходимых в освоении последующих дисциплин в рамках курса, формирование научно-исследовательской, профессиональной компетентности бакалавров.

    Для этого должны быть решены следующие задачи:

    - ознакомиться с требованиями реальных работодателей к умениям и навыкам инженера-эколога;

    - сформировать у студентов представление о будущей специальности, о требованиях к компетенции соответствующих специалистов;

    −ознакомить студентов с организацией учебного процесса в вузе

    - ознакомить студентов с понятиями энергия, эксергия, энергоэффективность, энергосбережение

    - исследовать существующие источники энергии

     

    Знать: − основные компетенции профессии; −роль изучаемых дисциплин в подготовке по специальности; −организацию учебного процесса в вузе (аудиторные и самостоятельные занятия, формы контроля); - основные термины, законы и понятия, используемые в профессии.

    Уметь: −составлять резюме для поиска работы; −осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности; владеть: обладать навыками самостоятельной работы


    Основной целью курса является адаптация студентов к экстремальным воздействиям, порождающим опасность для здоровья человека.

    Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:

    -          изучение основных причин, механизмов и условий возникновения в повседневной жизни опасных для здоровья ситуаций;

    -          обучение студентов распознаванию угрожающих жизни состояний, травм и некоторых нозологических единиц;

    -          рассмотрение алгоритмов рациональных действий в конкретных ситуациях автодорожного происшествия, поражения электрическим током, отравления, удушения и т.п.;

    -          закрепление необходимых навыков, правил и способов оказания первой медицинской помощи для спасения и сохранения жизни пострадавших до прибытия медицинского персонала.

    Место дисциплины в структуре ООП:Математический и естественнонаучный цикл. Студент должен знать основы общей биологии, анатомии и физиологии человека, уметь определять основные анатомические и структурно-функциональные единицы организма человека, владеть понятийно-терминологи-ческим аппаратом биологических наук.

    Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда».

     

    В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: основные причины, механизмы и условия возникновения опасных для здоровья ситуаций в быту и на производстве;

    Уметь: распознавать угрожающие жизни состояния, травмы и некоторые нозологические единицы;

    Владеть: необходимыми навыками, правилами и способами оказания первой медицинской помощи для спасения и сохранения жизни пострадавших до прибытия медицинского персонала.

     


    Основной целью курса является адаптация студентов к экстремальным воздействиям, порождающим опасность для здоровья человека.

    Для реализации поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:

    -          изучение основных причин, механизмов и условий возникновения в повседневной жизни опасных для здоровья ситуаций;

    -          обучение студентов распознаванию угрожающих жизни состояний, травм и некоторых нозологических единиц;

    -          рассмотрение алгоритмов рациональных действий в конкретных ситуациях автодорожного происшествия, поражения электрическим током, отравления, удушения и т.п.;

    -          закрепление необходимых навыков, правил и способов оказания первой медицинской помощи для спасения и сохранения жизни пострадавших до прибытия медицинского персонала.


    Цели и задачи курса: Подготовить студентов к решению проблем в области оценки, анализа и управления экологическими рисками и рисками для здоровья населения и профессиональных групп. В задачи курса входит получение знаний о риске, техногенных системах, параметрах оценки состояния экологических систем и здоровья населения, критериях оценки состояния окружающей среды, путях воздействия вредных факторов на человека и эффектах этого воздействия, освоение методологий оценки риска.

    В результате изучения дисциплины студент должен: знать основные нормативные и методические документы в области оценки риска, приоритетные экологические факторы для разных типов промышленных предприятий и инфраструктур, пути воздействия вредных факторов на окружающую среду и организм человека; уметь идентифицировать источник опасности для населения и природных экосистем, оценить степень опасности источника воздействия и пути его поступления в организм человека, проанализировать полученные результаты и оценить суммарный риск для всех негативных экологических факторов по всем путям поступления, сделать вывод о приемлемости риска, принять управленческие решения о минимизации неприемлемых уровней риска.

    Дисциплина «Опасные и вредные производственные факторы» направлена на повышение технической, гуманитарной, правовой подготовки выпускников учебных заведений в области безопасности труда. Она базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении социально – экономических, естественно научных, обще профессиональных и специальных дисциплин.

    В структурном отношении дисциплина «Опасные и вредные производственные факторы» делится на шесть разделов:

    1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды.

    2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов.

    3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности.

    4. Психологические и эргономические основы безопасности труда.

    5. Управление безопасности труда.

    6. Первая помощь пострадавшим.

    При изучении дисциплины «Опасные и вредные производственные факторы» студент должен ЗНАТЬ:

    1. Основные понятия и термины безопасности труда.

    2. Классификацию и номенклатуру негативных факторов.

    3. Действие негативных факторов на человека и их нормирование.

    4. Источники негативных факторов и источники их появления в производственной среде.

    5. Методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов, а именно:

    6. Физических (вибрации, шума, ультра и инфразвука, электромагнитных и ионизирующих излучений, механического, силового воздействия).

    7. Химических и биологических.

    8. Факторов комплексного характера.

    Место дисциплины в структуре ООП:

    Профессиональный цикл Б3. Курс является междисциплинарным, осваивается после освоения следующих дисциплин Математического и естественнонаучного цикла Б2.:

    математика, информатика, экология, химия, физика, радиоэкология.

    В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: основные законы, нормативные и методические документы в области радиационной безопасности, методики радиационного контроля, организацию производственного контроля за радиационной безопасностью, особенности радиационного контроля при обращении с радиационными источниками и генерирующими источниками ионизирующих излучений.

    Уметь: проводить радиационный контроль, вести учётную и отчётную документацию по радиационной безопасности, принимать управленческие решения.

    Владеть: основами оценки радиационной опасности, современными методиками и методами обеспечения радиационной безопасности.

    Общая трудоемкость 108 ак.ч.

    Курс читается на русском языке.